Поезд замкнул кольцо

По МЦК проехала первая в Европе «Ласточка» с сертифицированным машинным зрением.

В четверг и пятницу на минувшей неделе прошли демонстрационные поездки беспилотного электропоезда ЭС2Г «Ласточка» № 136, первого в Европе поезда с сертифицированным машинным зрением. Без пассажиров, но с машинистом на борту он совершил самостоятельную поездку по Московскому центральному кольцу (МЦК), проехав в четверг два круга (круг – 54 км) и выполнив 62 остановки около пассажирских платформ. В пятницу маршрут составил полтора круга и 46 остановок.

Поездки прошли днём, движение начиналось от станции Андроновка и заканчивалось в депо Подмосковное. Пассажиров на платформах предупреждали стандартно: «На электропоезд, следующий до станции (название следующей станции) посадки нет». Как сообщили «Гудку» в Департаменте технической политики (ЦТЕХ), согласно международной классификации «Ласточка» № 136 оснащена по уровню автоведения GoA3 (всего четыре уровня), предполагающему работу в автономном режиме, но с присутствием машиниста на борту, готового вмешаться в случае форс-мажорной ситуации.

«За последние 10 месяцев электропоезд «Ласточка» проехал по МЦК около 7 тыс. км как в дневное, так и в ночное время», – рассказал «Гудку» технический руководитель проекта по созданию беспилотных поездов РЖД Павел Попов.

Каждая кабина электропоезда ЭС2Г № 136 снабжена восемью оптическими камерами, тепловизором, двумя лидарами и ультразвуковыми датчиками. Кроме того, на втором и четвёртом вагонах электропоезда стоят камеры контроля пантографа и контактной сети.

Человек видит препятствие в виде пешехода на расстоянии 600–800 м днём, а ЭС2Г № 136 – на расстоянии до 1 км. Локомотивная бригада в тёмное время суток видит на дальности 300–400 м, а системы машинного зрения за счёт тепловизора определяют препятствие на большей дальности. Имея высокую скорость реакции, умная автоматика успевает остановить электропоезд до столкновения, причём делает это плавно, без экстренного торможения. Полная автоматизация позволяет сократить минимальный интервал движения до 3 минут. Сегодня это 4 минуты.

Демонстрационные поездки прошли без пассажиров. В подконтрольную эксплуатацию с пассажирами ЭС2Г № 136 планируется запустить в 2022 году.

Сейчас на завершающем этапе находится разработка конструкторской документации «Ласточки», оснащённой по уровню GoA4, предполагающему полностью автономную работу, без присутствия машиниста в поезде. Такой электропоезд должен быть изготовлен летом 2022 года.

Впрочем, совсем без присмотра со стороны человека не останется и он. С переходом на автоведение GoA4 следить за движением поездов на МЦК будут машинисты-операторы. На станции Андроновка оборудован пульт дистанционного управления, с помощью которого машинист-оператор сможет в случае необходимости принимать управление электропоездом. По словам Павла Попова, в настоящий момент утверждена должностная инструкция обязанностей машиниста-оператора, разрабатывается тренажёр для обучения машинистов-операторов и соответствующие программы обучения.

Игнат Вьюгин

Газета «Гудок». Выпуск № 238 (27332) 27.12.2021

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»