Сигнализации машинист не нужен

– Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа (АЛСН) 18 августа спасла жизни десятков людей, предотвратив лобовое столкновение пассажирского и грузового поездов на Горьковской магистрали. Как она работает?

– Она передаёт информацию с путевых устройств безопасности на локомотив. При въезде локомотива на уже занятый другим составом блок-участок на машину подаются соответствующие импульсы-сигналы. В кабине машиниста звучит предупреждающий звуковой сигнал, и затем электропневматический клапан включает экстренное торможение. Также в состав АЛСН входят устройства контроля допустимой скорости движения, при превышении которой срабатывает автостоп. То есть при потере бдительности автоматика страхует машиниста.

– АЛСН работает на всей сети РЖД?

– Она работает на тех участках сети, где есть автоблокировка. Без этих систем организовать гарантированно безопасный перевозочный процесс невозможно. Применение устройств автоблокировки закреплено в Правилах технической эксплуатации.

– Когда эту систему разработали?

– В 30-х годах по разработкам ЦНИИ МПС была создана первая система автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа – АЛСН. Первоначально её установили на участках Москва – Серпухов и Москва – Владимир. К середине ХХ века протяжённость участков, оборудованных этой системой, превысила 6 тыс. км. В 50-е годы с повышением скорости поездов возникла необходимость в совершенствовании АЛСН, и этот процесс происходит постоянно. Ведь меняются электротехнические системы, в 70-е годы появились микропроцессоры, а затем и цифровая электроника. Под различные задачи создаются системы с разными конфигурациями. К примеру, специалисты ЦНИИ МПС и конструкторского бюро Главного управления сигнализации и связи создали частотную автоблокировку (впоследствии применённую в метрополитене) и многозначную АЛС (АЛС-ЕН), а также ряд других систем безопасности на железной дороге, которые применяются на различных участках в зависимости от интенсивности движения, природных условий и других факторов. Но основные принципы АЛСН на железной дороге остаются прежними.

Справка «Гудка»

Современные автоматические системы локомотивной сигнализации с подвижными блок-участками отличаются от систем прошлых поколений тем, что они позволяют без участия человека назначать защитный блок-участок за каждым поездом. То есть в реальном времени система считывает, где находится поезд, и постоянно назначает за ним длину защищённого участка, на котором будет срабатывать красный сигнал для движущегося сзади поезда. Система программируется под нужды конкретного участка. И благодаря этому можно организовать безопасное движение с минимальным интервалом.

Газета "Гудок" Выпуск № 155 (27249) 30.08.2021

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»