Розенберг
Игорь Наумович


Научный руководитель

Доктор технических наук, профессор


Трудовая деятельность

в 1987г. закончил Таганрогский радиотехнический институт имени В.Д. Калмыкова (ТРТИ) с присвоением квалификации инженера – электрика.

С 1987 - 2000 гг. работал инженером-программистом, заведующим сектором, заведующим объединенным научно-исследовательским отделом ТРТИ и Института проблем информатики Российской Академии Наук (ИПИ РАН) в г. Таганроге.

С 2000 - 2008 гг. работал в ГУП «ВНИИАС МПС РФ» в г.Москве, ранее именовавшийся НИИАС ЖТ в должностях заведующего сектором геоинформационных систем и спутниковых технологий, заведующего отделением, заместителем директора – заведующего отделением геоинформационных технологий на железнодорожном транспорте

С 2008 - 2015 гг. работал в должностях заместителя генерального директора – руководителя объединенного научно-технического комплекса по управлению инфраструктурой и безопасности движения, первого заместителя генерального директора АО «НИИАС».

С 2016 - 2020 гг. был избран на должность генерального директора АО «НИИАС».

С марта 2020г. избран научным руководителем АО «НИИАС».

Одновременно, ведет преподавательскую работу в Российском университете транспорта (ранее МИИТ), являясь заведующим кафедрой «Геодезии, геоинформатики и навигации».

Член редколлегии журналов «Автоматика, связь, информатика», «Железнодорожный транспорт», «Надежность», «Наука и технологии железных дорог», член Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», член правления ассоциации участников перевозочного процесса «Транспортная наука», член научно-технического совета ОАО «РЖД», председатель научно-технического совета АО «НИИАС», член диссертационного совета Д 218.005.15 Российского университета транспорта (МИИТ), член диссертационного совета по научной специальности 05.25.05 Южного федерального университета, член экспертных советов Министерства транспорта РФ, комитета по транспорту ГД РФ, член Попечительского совета Российской Академии образования.

Научные и технические достижения

И.Н. Розенберг, еще работая в системе Академии Наук России, начиная с 1992 г. успешно разрабатывает и внедряет новейшие информационные системы и технологии на железнодорожном транспорте.

Основные научные результаты И.Н. Розенберга.

  • Разработана теория интеллектуального интерактивного анализа и принятия решений на основе геопространственных данных профессиональными сетевыми сообществами.
  • Разработаны научные основы когнитивного геоинформационного управления сложными территориально-распределенными системами на основе применения сетецентрической концепции, платформенно-иерархических и когнитивных моделей, визуального подхода к представлению знаний для формирования единого когнитивного пространства экспертов из разных предметных областей с целью обеспечения межэкспертного взаимодействия в рамках решения междисциплинарных задач.
  • Созданы специальные модели, методы и алгоритмы анализа объектов, отношений и процессов в геосистемах, описываемых нечеткими темпоральными сетями, графами и гиперграфами.
  • Разработан ситуативный подход к описанию географических концепций для проектирования базы геоданных, позволяющий использовать сформированную базу данных в качестве динамического репозитория и регистра для компонентов знаний и их отношений.
  • Исследованы и выработаны принципы программно-аппаратной организации перспективных сетевых геоинформационных сервисов мониторинга и анализа техногенных и природных воздействий на основе данных дистанционного зондирования Земли.
  • Разработаны теоретические подходы, математические модели и алгоритмы адаптивной навигации на основе применения спутниковых навигационных данных и цифровых моделей железнодорожного пути, нашедшие применение при массовом внедрении бортовых устройств безопасности с навигационными модулями ГЛОНАСС/GPS на тяговыми моторвагонном подвижном составе.
  • Созданы автоматизированные системы управления путевыправочной техникой для постановки железнодорожного пути в проектное положение с использованием высокоточной координатной системы для обеспечения безопасности высокоскоростного, скоростного и грузонапряженного движения поездов.

Эти разработки в составе комплексов математического, картографического, технологического и программно-технического обеспечения внедрены в эксплуатацию на следующих объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации:

  • в центрах управления перевозками ОАО «РЖД» в Москве (2000 г.) в Ростове-на-Дону (2003 г.) и в Самаре (2006 г.) с последующим развертыванием подобных центров управления на всей сети железных дорог ОАО «РЖД»;
  • в инновационной системе комплексного управления на полигоне Сызрань–Сенная, в которой впервые в 2008 г. была осуществлена интеграция всех разработанных к тому времени наукоёмких технологий управления перевозочным процессом, обеспечения безопасности движения поездов и управления инфраструктурой железнодорожного транспорта с применением геоинформационных и спутниковых ГЛОНАСС/GPS технологий;
  • в составе 50-ти крупных автоматизированных систем управления путевым хозяйством (АСУ-П), хозяйством электрификации и электроснабжения (АСУ-Э), хозяйством централизации и блокировки (АСУ-Ш), безопасностью движения (АС РБ) и других, обеспечивающих полную ситуационную осведомленность диспетчерского аппарата единой интегрированной системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД».
  • в принципиально новой автоматизированной системе интеллектуального управления и обеспечения безопасности движения электропоездов на Московском центральном кольце (МЦК), созданной в 2016 году и позволяющей вести поезда по нормативному графику с интервалами до 4 мин, с полным контролем их дислокации на МЦК в режиме реального времени на основе построенного высокоточного координатно-временного пространства с применением спутниковых и геоинформационных технологий, с возможностью выявления конфликтных ситуаций и автоматического расчета вариантных графиков для их преодоления в условиях высокой интенсивности движения;
  • в ситуационном центре мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» в составе его математического, картографического, геоинформационного обеспечения и программно-технологического обеспечения.

Автор более 400 научных работ, в том числе 25 монографий, 12 учебных пособий, 110 патентов.

Российский индекс научного цитирования – 7678, индекс Хирша – 51.

Награды

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2019г.)

Неоднократно поощрялся за высокие результаты своей деятельности, в том числе знаком «Почетный железнодорожник» Министерством транспорта в 2013г., за заслуги в развитии ОАО «Российских железных дорог» 2 и 1 степени», медалью Петра Губонина от Министерства транспорта, званием «Лучший изобретатель ОАО «РЖД», Почетным знаком Федеральной службы по интеллектуальной собственности, юбилейным знаком «180 лет железным дорогам России», юбилейной памятной медалью «15 лет ОАО «РЖД», медалью «За выдающиеся заслуги» перед Российской академией образования и др.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»