Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№4 (16) Декабрь 2020

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я
Сложность программного обеспечения интеллектуальных транспортных систем

Рассматриваются задачи, которые решают интеллектуальные транспортные и логистические системы, показано сходство и различие между этими системами, показано различие задач оптимизации в этих системах. Многообразие задач интеллектуального управления обуславливает использование программных компонент. Раскрывается понятие программная компонента и описаны условия их применения. Даны основные характеристики сложности программного обеспечения. Описана общая методика оценки сложности программных компонент, основные классы сложности и методы их оценки. Исследуется алгоритмическая асимптотическая сложность. Анализируются классы вычислительной сложности. Исследуется временная сложность. Описан логарифмический алгоритм и его сложность. Статья показывает различие между алгоритмами со строго полиномиальным и слабо полиномиальным временем. Исследована полиноминальная сложность как базовая сложность среди других видов сложности. Показана методика оценки сложности для этого класса.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Козлов А.В.
Пространственное управление с применением геоданных

Цель статьи — исследование пространственного управления с применением геоданных в сфере транспорта. Показано, что пространственное управление имеет две разновидности: качественное и количественное управление, и оба компонента обслуживают геоданные. Качественное управление применяют в ситуационных центрах и при помощи ГИС. С качественным пространственным управлением связаны качественные рассуждения и качественные пространственные рассуждения. Качественное пространственное управление использует пространственную логику. Статья раскрывает содержание геоданных и формы их представления, описывает связь рассуждений на геоданных с качественными пространственными рассуждениями и качественным пространственным управлением. Дана схема применения геоданных в пространственном управлении и схема пространственного управления с качественными и количественными решениями.


Ожерельева Т.А.
Анализ пространственных транспортных инноваций

По материалам Международной организации сотрудничества и развития рассматривается систематика инноваций по результатам инновационной разработки. Дана систематика инноваций по аспекту «задача — средство разработки». Раскрывается содержание основных типов инноваций: продуктовой, технологической, процессной и организационной. Дается краткая характеристика инноваций на железнодорожном транспорте. Раскрывается содержание и отличительные признаки пространственной инновации Применен системный подход для исследования инновации. Показано, что инновация может быть рассмотрена как инновационная система. Для создания пространственной инновации нужны пространственные знания и пространственные отношения.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Дулин С.К., Дулина Н.Г.
О когнитивной интероперабельности экспертов при анализе геоданных

Работа посвящена обсуждению понятия когнитивной интероперабельности, которая заключается в обеспечении согласованного взаимодействия специалистов для решения задач, требующих совместного использования георесурсов, при условии адекватного понимания ими семантики этих георесурсов. Обеспечение когнитивной интероперабельности предполагает, что разработка средств согласованного понимания геоданных должна осуществляться на основе сравнительного анализа существующих метасхем баз геоданных с учетом многофакторности взаимодействия пользователей и семантики, заложенной в пространственные онтологии и/или геотезаурусы и классификаторы. Ключевой задачей когнитивной геоинтероперабельности является создание единой концептуальной модели представления и согласованного понимания пользователями геоданных на основе интеграции пространственно-распределенной информации.


Ознамец В.В.
Информационное управляющее транспортное пространство

Исследуется информационное управляющее транспортное пространство, включающее информационные поля и другие информационные пространства. Для развития цифрового транспорта необходимо использовать навигационное поле, радиорелейное информационное пространство, в дополнение к ним можно использовать мобильное информационное пространство и информационное пространство электронных меток. Одним из методов создания координатного обеспечения железной дороги является создание специальных геодезических сетей вдоль железной дороги. Статья описывает новый тип специальных железнодорожных геодезических сетей — геодезические сети электронных меток. Вводится новое понятие комплексное информационное управляющее пространство. Даны рекомендации по созданию информационного управляющего пространства. Показано, что геоинформационное пространство является наилучшей реализацией управляющее пространство.


Андреева О.А.
Инфологическое моделирование при мобильном лазерном сканировании

Инфологическое моделирование является технологией, которую применяют при необходимости комплексной обработки пространственной информации. При этом возникает потребность в метатехнологии, стоящей над простыми технологиями обработки и моделирования, и такой метатехнологией является инфологическое моделирование. В работе применяется анализ инфологического моделирования на примере мобильного лазерного сканирования для задач транспортной инфраструктуры. Дана систематика видов инфологического моделирования, описаны особенности технологического этапа инфологического моделирования. Раскрывается содержание особенностей мобильного лазерного сканирования объектов транспортной инфраструктуры на примере конкретной дороги.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Озеров А.В., Ольшанский А.М., Куроптева А.П.
Предиктивная аналитика с использованием Data Science на железнодорожном транспорте

Цифровая трансформация систем управления на железнодорожном транспорте предусматривает переход к предиктивному техническому обслуживанию объектов, и это направление сейчас активно развивается в связи с появлением приемов и алгоритмов обработки информации на основе машинного обучения. В работе проведен обзор и анализ существующих подходов и методов обработки структурированных и неструктурированных больших данных в задачах построения системы предиктивного анализа и принятия решения по техническому обслуживанию объектов железнодорожного транспорта. Выполнен анализ общих тенденций создания систем сбора и обработки информации, показана целесообразность внедрения в современные системы управления таких технологий, как Big Data и Data Mining.


Охотников А.Л.
Виды систем технического зрения, применяемые на железнодорожном транспорте

Рассматриваются актуальные и перспективные системы технического зрения (CТЗ) на железнодорожном транспорте, применяемые для управления поезда в автоматизированном и автоматическом режиме с соблюдением требований транспортной безопасности. Дано описание бортовых и инфраструктурных СТЗ, вводятся понятия платформенные и стационарные СТЗ. Описаны системы, в которых применяются СТЗ для задач мониторинга и диагностики состояния железнодорожных объектов и механизмов, а также для контроля технологических операций и физического состояния работников. Приведены основные ситуации, в которых работают эти технические системы.


Организация работ и безопасность движения на транспорте

Неплюев В.А., Куликов А.А., Громова Т.А.
Интеллектуальное управление железнодорожным полигоном

Полигонное управление является одним из приоритетных направлений развития ОАО «РЖД». После создания сети Центров управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), при котором локомотивы вышли на тяговые полигоны, объединяющие по две, а иногда и по три железные дороги, в 2016 году создается первый региональный Центр управления перевозками на Восточном полигоне (ЦУП ВП), который в 2019 году реорганизован в Дирекцию управления движением на Восточном полигоне (ДВП). На сети дорог выделены основные направления перевозок, полигоны управления ОАО «РЖД», характеризующиеся массовым зарождением грузов и массовым погашением, единым полигоном работы локомотивного парка, такими направлениями стали Кузбасс – Восток, Кузбасс – Запад, Кузбасс – Юг. Стираются границы между железными дорогами, теперь крупные решения по управлению тяговыми ресурсами принимаются не в дорожных Диспетчерских центрах управления перевозками (ДЦУП), а в региональных Центрах управления тяговыми ресурсами и перевозками.


Коваленко Н.И.
Организационные особенности обеспечения межремонтного цикла эксплуатации пути трехкратной продолжительности

Применяемая в настоящее время периодичность и схема выполнения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути на особо грузонапряженных участках не удовлетворяет перспективным техническим требованиям к конструкции железнодорожного пути и системе его технического обслуживания, обеспечивающей планируемую наработку 2,5 млрд. тонн брутто пропущенного тоннажа. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости производства средних ремонтов. Производство среднего ремонта по современной технологии с применением современных машин является трудозатратной работой, дорогостоящей и продолжительной во времени. Предпочтительным видом ремонта является выполнение среднего ремонта с очисткой поверхностного слоя балласта (СРСВ) с глубиной очистки 15-25 см с применением машин типа ЩОМ-Д на базе очистного устройства Драгавцева (центробежный способ очистки). Данный вид среднего ремонта широко использовался на сети железных дорог страны в прошлом веке.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»