Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№3 (19) Сентябрь 2021

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Человеко-машинные системы в транспортной сфере


В статье описывается применение человеко-машинных систем в сфере транспорта. Вводится ряд новых понятий: транспортные человеко-машинные системы, информационные человеко-машинные системы, статическая и динамическая информация человеко-машинной системы. Показано, что информационная человеко-машинная система является более адаптивной по сравнению с алгоритмической системой и позволяет решать большее число задач. Показано существенное отличие человеко-машинной системы от других систем, которое состоит в наличии и использовании человеческих ресурсов. Статья показывает значение информационных взаимодействий для деятельности человеко-машинных систем. Описаны два основных взаимодействия — технологическое и информационное. Описаны принципы информационных взаимодействий в человеко-машинной системе, показано, что человеко-машинная система является самоорганизующейся.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Розенберг Е.Н., Озеров А.В., Бересток Н.О.
Центры управления перевозками: эволюция и целевое состояние


В статье описаны этапы эволюции центров управления железнодорожными перевозками, целевое состояние их развития и вызовы в условиях цифровой трансформации железнодорожного транспорта.


Андреева О.А.
Интервальная обработка информации при управлении транспортом


В статье исследуется интервальная обработка информации при управлении транспортом. Интервальная обработка информации состоит в замене точечных значений аргумента интервальными значениями аргумента. Интервальная обработка информации обусловлена в основном временными задержками в процессе управления. В силу этого, орган управления получает не точечное значение положения объекта, а интервальное. Статья вводит понятие интервальное управление транспортом и точечное управление транспортом. Механизм перехода от точечного управления к интервальному обусловлен переходом информации от точечного положения к множественному. Статья дает основные расчетные формулы интервальной математики, применимые при управлении транспортом.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Влияние цифровой трансформации на геодезическое обеспечение транспорта


В статье исследуется развитие геодезического обеспечения транспорта, в условиях цифровой трансформации общества. Дается анализ цифровой экономики по модели, введенной Д. Тапскоттом. Анализируются признаки цифровой трансформации экономики, связанные с цифровой экономикой. Цифровая трансформация экономики рассмотрена в аспекте развития транспорта. Показано различие между определением геодезического обеспечения как система и как процесс. Отмечено, что сведение геодезического обеспечения к процессу является ошибочным. Статья показывает, что цифровая трансформация геодезического обеспечения транспорта является инновационным комплексом технологией, повышающим эффективность транспорта.


Булгаков С.В.
Геоинформатика транспорта в условиях цифровой трансформации


В статье описано состояние и развитие транспортной геоинформатики в условиях цифровой трансформации. Задачей геоинформатики транспорта является нахождение пространственных отношений в сфере транспорта. Технологии сбора информации в транспортной геоинформатике выполняют важные функции контроля и мониторинга. Статья описывает геоданные как системную основу геоинформатики транспорта. Показано сходство и различие между геоинформационным и пространственным моделированием. Статья раскрывает содержание геоинформационных моделей и пространственных цифровых моделей. Отмечено что одним из важных направлений геоинформатики транспорта является управление и получение новых знаний.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Соколов С.В., Охотников А.Л., Соколова О.И.
Синтез цифроаналоговых преобразователей для перспективных бортовых вычислителей локомотивов на основе оптических технологий


Для перспективных бортовых вычислителей локомотивов рассматривается синтез сверхбыстрого оптического цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), обеспечивающего преобразование цифровой информации в аналоговую в гига- и терагерцовом диапазонах. Помимо преобразования двоичных кодов, предложенный оптический ЦАП обеспечивает возможность цифро-аналогового преобразования в цифровых системах, построенных на основе N-значной логики. Приведена функциональная схема оптического ЦАП, содержащая технологически отработанные на сегодняшний день оптические элементы, подробно описан принцип действия. Показана возможность реализации данного ЦАП с быстродействием, потенциально возможным для оптических схем обработки информации.


Леонтьев Б.П.
Шаблоны проектирования операций импорта для подсистемы обеспечения технологических процессов справочными данными


В статье исследуются трудности при разработке операций импорта записей и связей нормативно-справочной информации в подсистему обеспечения технологических процессов справочными данными интеллектуальной систему управления железнодорожным транспортом РЖД, определяются структуры операций для импорта записей и трех типов связей – ссылок, включения, многие-ко-многим для восьми аналитических случаев. Предложен обобщенный подход к безошибочной разработке операций импорта записей и связей на основе шаблонов проектирования с абстрактными классами сущности импорта и генератора кода. Выявлены особенности сущности-цели для разных видов связей.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»