Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№4 (20) Декабрь 2021

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Оценка площадей в чрезвычайных ситуациях с применением метода Монте-Карло


В статье описан метод оценки площадей участков, которые возникают при чрезвычайных ситуациях и препятствуют движению транспорта. Причиной появления таких участков могут быть движение земляных масс, селевые потоки, появление пожаров в зоне движения транспорта. Математическая модель расчета основана на применении метода Монте-Карло, технологическое решение основано на применении снимков с беспилотного летательного аппарата. Дополнительным условием работ является то, что в поле съемки должен попадать объект с известной площадью, и этот объект играет роль эталона при оценке площади участка произвольной формы. Метод исключает проведение трудоемких геодезических работ на местности, описаны условия применимости и ограничения данного метода. Описано статистическое моделирование, которое лежит в основе расчетов площади; приведен анализ погрешностей расчетов.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Козлов А.В.
Маршрутизация в сложных транспортных сетях


В статье исследуется маршрутизация в сложных транспортных сетях, раскрывается понятие сложных транспортных сетей. Примером сложной транспортной сети является, например, мегаполис, содержащий разные виды транспорта и стохастические потоки. Показано, что маршрутизация в сложных сетях является многоцелевой и многокритериальной, рассмотрена роль связей и отношений при динамической маршрутизации. Вводится понятие глубины анализа сети, выделены основные уровни управления объектами в транспортной сети мегаполиса: управление одиночными объектами, группами объектов, управление доменами и междоменное управление. Обоснована целесообразность использования модели информационной ситуации при маршрутизации.


Андреева О.А.
Кибернетическое зеркалирование для управления предприятиями транспортной инфраструктуры


В статье исследуется кибернетическое управление объектами транспортной инфраструктуры на основе технологии цифровых двойников и концепции IEM (intelligent enterprise managing). Модель цифрового двойника (digital twin) представляет собой синтез реального и виртуального предприятия в киберпространстве. В основу модели такого предприятия положена технология «зеркалирования», заимствованная их теории репликации баз данных. Реальное и виртуальное предприятие обмениваются информацией и взаимодействуют друг с другом. Кибернетическое управление является этапом развития цифрового управления. Статья формализует основные принципы кибернетического управления. Описаны пять аксиом IEM. Зеркалирование позволяет отражать все реальные процессы в киберпространство. В киберпространстве на основе системы стандартизованных правил управления и стандартизации моделируются оптимальные процессы производства и передаются на реальное предприятие.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Транспортный мониторинг


В статье исследуется транспортный мониторинг как специальное направление, объединяющее разные виды мониторинга. Выделены два основных направления транспортного мониторинга: космический мониторинг транспорта и геотехнический мониторинг транспорта. Каждое из направлений имеет свою специфику и дополняет другое направление, раскрыта структура и содержание транспортного мониторинга. Дается системный анализ мониторинга, описывается структура и содержание транспортного мониторинга. Описано содержание космический мониторинг транспорта. Раскрывается содержание и геотехнический мониторинг транспорта. Показано различие между и геотехническим мониторингом и геотехническим мониторингом транспорта. Показано, что цифровая трансформация общества вызывает изменение в мониторинге транспорта.


Титов Е.К.
Топологическое моделирование на базе транспортных геоданных


Статья посвящена исследованию топологических моделей для решения транспортных задач. Топологическая модель геоданных описывает информационную неопределенность, и может применятся, когда плановые условия перевозки нарушены. Статья вводит два новых понятия: транспортные геоданные и информационная топологическая ситуация, рассмотрено ядро информационной топологической ситуации. Топологическое моделирование на транспортных геоданных позволяет в едином комплексе анализировать структуры, потоки и семантику потоков. Наиболее сложную форму топологическое моделирование на транспортных геоданных приобретает для автомобильного транспорта. Рассмотрено применение ГИС для моделирования топологии, показано различие между обычной топологией и топологией при моделировании транспортных потоков.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Дулин С.К., Дулина Н.Г.
Структуризация текстовых документов геоинформационного портала железнодорожной отрасли


Эффективное управление сложным территориально распределенным объектом, как железная дорога невозможно без использования современных средств представления и обработки текстовой информации. Основные преимущества геоинформационных баз данных: наглядное представление информации, удобный интерфейс, высокая степень интеграции текстовой и графической информации, — широко используются для представления схем, планов и различных описаний станций, сети дорог, диспетчерских участков и регионов управления. Однако эффективность использования геоинформатики могла бы быть существенно повышена, если бы удалось, во-первых, группировать разрозненные документы, а во-вторых — увязать это группирование с параметрами работы и развития железнодорожной отрасли. Авторы предлагают оригинальный подход к созданию системы, обеспечивающей в режиме реального времени распределение на тематические блоки входящего информационного массива статей с железнодорожными терминами, используя метод латентно-семантического анализа.


Организация работ и безопасность движения на транспорте

Коваленко Н.А., Ефимов Р.А., Бородин А.А.
Анализ технической поддержки на сортировочных станциях


Проведен анализ основных эксплуатационно-технических показателей функционирования крупнейших российских и зарубежных поездообразующих станций. Выполнен анализ технического оснащения станций. Дается анализ современных программных средств и интеллектуального обеспечения. Описаны устройства квазинепрерывного тормо-жения отцепов. Статья доказывает, что несмотря на меньшую емкость путевого развития объем работы российских сортировочных станций превосходит, а показатели использования горочных устройств и подвижного состава не уступают крупным зарубежным станциям.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»