Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№1 (9) Март 2019

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Лёвин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Пространственные логические рассуждения при поддержке принятия решений

В статье исследуются пространственные логические рассуждения как средства принятия решений и поддержки принятия решений. Описаны качественные пространственные рассуждения как основа пространственных логических рассуждений. Описаны основы пространственной логики. Показаны основные отличия от математической логики. Показаны факторы эффективности пространственной логики и технологий образных рассуждений. Показано, что логической основой пространственных рассуждения является логическое следование. Описан язык пространственной агрегации как средство выражения пространственных отношений в логике. Описаны дополнительные требования к пространственным образам и пространственной логике: комплементарность и репрезентативность.


Щенников А.Н.
Применение виртуальных блоков в управлении транспортом

В статье исследуется применение технологии виртуальных блоков в управлении железной дорогой. Показано, что блоковое или интервальное управление является основой управления цифровой железной дорогой. Это управление основано на информационном моделировании. Статья проводит сравнение обычного управления и блокового управления. Описан механизм формирования блока. Показаны преимущества блокового управления. Статья описывает два из многих математических принципов, которые применяют при блоковом управлении. Первый принцип связан с поиском оптимального решения при изменении условий управления. Это теорема об огибающей. Второй принцип слабо применяют в явной форме при управлении транспортом. Это принцип комплементарности ресурсов или воздействий.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Боженюк А.В., Косенко О.В., Алехина О.М.
Оптимизация распределения грузопотока на транспорте

В статье рассмотрена задача оптимизации перемещения материального потока. Предложена комплексная модель единого процесса перевозки, учитывающая пункты отправления, пункты прибытия, наличие сортировочных станций, неоднородность распределяемых потоков. Построена математическая модель, позволяющая учесть основные факторы, определяющие стоимость перевозки. Проведена оценка применимости классических методов при решении задач данного класса. Предложен метод, позволяющий найти оптимальное решение для многомерной задачи распределения.


Козлов А.В.
Логические модели в управлении транспортом

Статья описывает применение логических цепочек как перспективную управленческую модель. Логические цепочки являются ответом на необходимость решения задач в сложных ситуациях для повышения надежности принимаемых решений. Логическая проверка позволяет снижать риски. Статья раскрывает содержание логического подхода к принятию решений. Описаны основные методы построения логических цепочек.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Духин С.В., Тясто М.А.
Методы и способы использования глобальных навигационных систем для решения задач кадастра и землеустройства

Статья посвящена рассмотрению основных глобальных навигационных систем, используемых для решения задач геодезии, кадастра и землеустройства. Рассмотрены основные методы и режимы сбора данных для получения координат местоположения с применением спутниковой аппаратуры. Произведен анализ собранных и обработанных данных с целью оценки точности измерений по времени наблюдения, а также выработки рекомендаций по времени измерений в зависимости от расстояния между базовыми точками.


Ознамец В.В.
Геодезическое обеспечение радиорелейного информационного пространства

В статье анализируется геодезическое обеспечение радиорелейного информационного пространства. Особенность геодезического обеспечения в том, что оно решает три основные задачи. Первая задача связана с координированием радиорелейных мачт. Вторая задача связана с определением координат подвижных объектов в радиорелейном пространстве. Третья задача связана с поддержанием функциональной готовности радиорелейного информационного пространства за счет систематизированного мониторинга. Система геодезического обеспечения радиорелейного информационного пространства в зоне железной дороги может служить для поддержки управления движением.


 

Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Дзюба Ю.В.
Многоцелевое управление подвижными объектами

В статье рассматривается управление транспортом на основе метода многоцелевого управления. Показано различие между управлением с выбором цели и многоцелевым управлением, отмечено появление многоцелевого цифрового управления. Раскрывается содержание структуры многоцелевого управления. В статье доказано, что модель многоцелевого управления является сетецентрической, а не иерархической. Показано, что многоцелевое управление включает элементы субсидиарности. Вводится понятие ситуативности управления, рассматривается понятие целесущественных факторов управления. Раскрывается содержание векторного, матричного и многомерного управления. Показано, что метод дерева целей не работает при динамическом многоцелевом управлении.


Охотников А.Л.
Применение теории Демпстера-Шафера для оптимизации перевозок

В статье рассматриваются вопросы решения многокритериальных задач в условиях неопределенности используя методы теории Демпстера-Шафера на примере оценки целесообразности грузоперевозок. Раскрывается типизация экспертных систем с выделением двух классов экспертных систем. Теория Демпстера-Шафера как теория функций веры расширяет классическую теорию вероятностей и является устоявшейся общей основой для описания неопределенности. Она помогает комбинировать и агрегировать экспертные оценки. В статье указано, что экспертные системы с учетом неопределенности предлагают решения, которые предлагаются для сведения, а не для выполнения конкретных действий. Приведены практические ситуации применения теории Демпстера-Шафера при организации перевозок различными видами транспорта.


Вопросы комплексной безопасности и организации труда на транспорте

Беляков С.Л., Орехова Д.А., Залилов Э.Ф.
Предотвращение локальных аварийных ситуаций в механической транспортной системе

В работе рассматривается проблема обнаружения аварийных ситуаций в механической транспортной системе и принятия мер по их предотвращению. Механическая транспортная система описана моделью многопродуктовой сети, потоки которой имеют переменную интенсивность. Причиной аварийной ситуации является взаимовлияние потоков на конвейере. Условие возникновения локальной авариной ситуация задается логическим выражением, связывающим интенсивности отдельных продуктовых потоков. Условие формулируется экспертным путем. На основе условия возникновения подбираются стратегии предотвращения аварийной ситуации. Стратегия заключается в выборе резервного пути передачи потока либо снижения его интенсивности на входе. Вводится протокол согласования узлами сети выбранного решения. Для преодоления многозначности и неопределенности входных параметров и формируемых решений введен специальный способ представления знаний – образ угрозы аварии. Образ включает в себя ранее зафиксированный прецедент аварии и набор его допустимых преобразований. Обсуждаются границы применения предложенного метода.


Коваленко Н.И., Аноховская И.В.
Особенности организации инфраструктурных линейных предприятий путевого хозяйства в ОАО «РЖД»

В ОАО «РЖД» поставлена задача создания инфраструктурных подразделений для сокращения расходов по основным видам деятельности за счет изменения технологии содержания и эксплуатации, в первую очередь, малоинтенсивных (малодеятельных) линий (МЖЛ). Статья посвящена уточнению структуры текущего технического обслуживания МЖЛ. Приведена ориентировочная организационная структура линейных предприятий по текущему техническому обслуживанию железнодорожного пути и численность обслуживающего персонала по текущему техническому обслуживанию МЖЛ.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»