Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№1 (13) Март 2020

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Дулин С.К.
Об онтологическом статусе изображения

В статье обсуждается онтологический статус изображения, полученного в результате дистанционного зондирования. Утверждается, что изображения имеют двойную природу: они являются полями с непрерывными характеристиками (пиксельный формат) на уровне измерения и объектами (векторный формат) на уровне классификации. Для изображений необходимо собственное онтологическое описание, отличное и независимое от онтологии прикладной области, которая используется в геоинформатике. В работе предлагается использовать многоуровневую онтологию для изображений, комбинируя парадигмы поля и объекта и проводя различия между онтологиями изображения и пользователя. На основе предлагаемой структуры могут быть реализованы два ключевых момента: (1) поддержка множественных представлений для одного и того же изображения и (2) использование изображений для обнаружения пространственно-временных конфигураций географических явлений.


Лёвин Б.А., Цветков В.Я.
Развитие интеллектуальных транспортных систем

В статье систематизируется развитие интеллектуальных транспортных систем. Показано различие между автоматизированными системами управления и интеллектуальными системами управления. Статья раскрывает особенность интеллектуальных транспортных систем, такие как ситуационность, распределенность, субсидиарность и комплементарность. Обоснована необходимость применения методов геоинформатики для поддержки интеллектуальных транспортных систем. Показано различие между интеллектуальным управлением и автоматизированным управлением на примере нейронной сети. Показана преемственность между интеллектуальными транспортными системами и кибер-физическими транспортными системами.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Рогов И.Е.
Применение мультиагентных систем в управлении транспортом мегаполиса

В статье исследуется применение мультиагентных систем для управления транспортом мегаполиса. Транспорт мегаполиса является сложной системой. Особенность этой системы в большом влиянии случайных факторов. Это приводит к тому, что детерминированные методы управления не пригодны для управления транспортом мегаполиса. Для управления транспортом мегаполиса целесообразно применение мультиагентных систем. Модель информационной ситуации также является важным фактором управления транспортом мегаполиса. Статья рассматривает применение мультиагентных систем в управлении транспортом. Описаны основные свойства агентов. Статья показывает различие между интеллектуальным и информационным агентом. Статья описывает свойства делиберативных агентов.


Козлов А.В.
Двухалгоритмическая система управления подвижными объектами

В статье исследуется управление объектами транспорта при изменении условий движения. Такие ситуации движения характерны для транспортных потоков мегаполиса. Предлагается модель управления, названная «ломаным алгоритмом». Такое управление является многоцелевым и многокритериальным. Двухуровневая алгоритмическая система –это алгоритмическая система, которая находится в некоторой динамической среде, и которая способна на автономные действия в этой среде в целях достижения цели. Для двухуровневого управления важное значение приобретает информационная ситуация и ситуационное управление. Управление на основе двухуровневых алгоритмов не является жестким, строится на системе правил. Эти ситуации соответствуют векторному управлению, матричному управлению и многомерному управлению.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Геодезическое обеспечение мониторинга железных дорог

В статье исследуется геодезическое обеспечение при мониторинге трассы железных дорог. Показано, что основой для этого является геодезическое обоснование, которое формируется на основе построения геодезических сетей. Геодезическое плановое и высотное обоснование железнодорожного пути можно разделить на две части: геодезическое обоснование пути и геодезическое обоснование инфраструктуры, при этом применяются методы геоинформатики. Геодезическое обеспечение должно поддерживать не только мониторинг трассы, но и мониторинг высоковольтных мачт, и для учета этого фактора вводятся новые понятия: «примачтовая» полигонометрия и «примачтовая» сеть. При мониторинге железных дорог модель информационной ситуации имеет физическую реализацию и представляет собой геодезическую сеть,связанную с железнодорожной трассой. Даны рекомендации по учету погрешностей сети и «примачтовой» сети, описано применение спутниковой навигации, отмечена необходимость использования цифровых моделей и модели геотехнической системы.


Андреева О.А.
Информационные единицы в моделировании транспортной инфраструктуры

Объекты транспортной инфраструктуры в процессе эксплуатации требуют проведения пространственного мониторинга или геомониторинга. Вынос в натуру проектов новых объектов транспортной инфраструктуры также требует пространственного сопровождения или геодезического обеспечения. Перепроектировка объектов также требует измерения их габаритов методами геодезии, фотограмметрии или применения мобильного лазерного сканирования. Все перечисленные технологии требуют построения пространственных моделей и проведения пространственного моделирования. Сложные пространственные модели состоят из более простых, которые состоят из элементарных моделей.Элементарные модели и есть информационные единицы. Статья исследует информационные единицы как основу моделирования объектов транспортной инфраструктуры.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Озеров А.В., Переднев В.А., Охотников А.Л.
Квантовые вычисления и железные дороги

В статье дано описание квантовых компьютеров и вычислений. Описаны ведущие разработки в области квантовых вычислений в России и за рубежом. Проведен анализ технических разработок в области железнодорожного транспорта при применении квантовых вычислений, дано описание основных направлений развития технологий. Дан анализ технических и технологических задач для преодоления барьеров при внедрении квантовых технологий.


Коваленко Н.И., Суворова Д.Р., Аноховская И.В.
Применение системы ЕК АСУИ при планировании работ путевого хозяйства ОАО «РЖД»

В статье проанализирована структура информационно-аналитической системы ОАО «РЖД» (ЕК АСУИ), описана взаимосвязь ее подсистем. Рассмотрено дальнейшее упорядочивание и консолидация взаимодействия различных систем управления, входящих в общую структуру ЕК АСУИ, путём создания Ситуационного центра управления. Разделение исходной информации на истинную и ложную ещё на стадии её предварительного анализа до начала выполнения расчётов может существенно сократить количество производимых расчётных итераций(ориентировочно на 3-5%), за счёт уменьшения времени на обработку массива исходных данных и повысить работоспособность информационно-аналитического блока системы ЕК АСУИ (ориентировочно на 6-10%). Такое разделение позволит рассматривать стадию подготовки к расчётным итерациям в автоматическом режиме.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»