Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№3 (11) Сентябрь 2019

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я,
Концептуальное пространственное смешивание при анализе объектов транспортной инфраструктуры

Теория концептуального пространственного смешивания относится к области пространственного анализа. В статье вводится понятие концептуального пространственного смешивания. Эта технология основана на использовании общей координатной среды и общей системы информационных единиц. Объекты транспортной инфраструктуры «смешиваются» на основе пространственных отношений. Такое смешивание создает новые модели объектов или детализует исходные пространственные объекты. Процедура концептуального пространственного смешивания является когнитивной при аналоговой обработке информации. Процедура концептуального пространственного смешивания является автоматизированной при компьютерной обработке информации. Статья описывает процедуры концептуального пространственного смешивания, применительно к объектам транспортной инфраструктуры Раскрыты отдельные операции когнитивного смешивания с использованием теории множеств и математической логики. Описан пространственный оверлейный анализ в ГИС. Статья доказывает некоммутативность пространственных операций со стратифицированной информацией. Приведены примеры когнитивного пространственного смешивания для решения практических задач.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Щенников А.Н.
Комплементарное управление транспортными потоками мегаполиса

В статье исследуется комплементарное управление транспортными потоками мегаполиса. Современный мегаполис характеризуется интенсивными потоками наземного транспорта, значительным изменением трафика движения и изменением пропускной способности магистралей. Отмечена необходимость согласования развития городской инфраструктуры с развитием транспорта мегаполиса. Отмечена необходимость интермодальной маршрутизации как геосервиса. Отмечена необходимость применения ситуационных центров для управления транспортом города. Редукция сложности движения к простоте управления достигается за счет использования специальных математических и информационных моделей. Управление транспортом мегаполиса эффективно при использовании методов комплементарности и ситуационного управления.

Рогов И.Е.
Моделирование транспортных потоков

В статье исследуется моделирование транспортных потоков. Рассмотрены относительно простые модели потоков. Критически осмыслены недостатки современного управления транспортными потоками. Отмечена необходимость применения многоцелевого управления и вероятностной логики при управлении транспортными потоками. Отмечена необходимость применения информационных моделей, таких как модель информационной ситуации. Показано различие между аналитическим и инженерным методами анализа транспортных потоков. Отмечены существующие недостатки моделей транспортных потоков. Указаны пути дальнейшего совершенствования управления транспортными потоками.


Болбаков Р.Г.
Интегрированный мониторинг объектов транспортной инфраструктуры

В статье рассматривается применение интегрированного мониторинга транспортных объектов. Раскрывается содержание данного вида мониторинга. Показано, что такой технологический комплекс представляет собой целостную систему. Показана технологическая структура интегрированного мониторинга. Показана связь интегрированного мониторинга с другими видами мониторинга. Раскрывается применение моделей в интегрированном мониторинге транспорта. Дается прогноз использования интегрированного мониторинга для решения различных транспортных проблем.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Геодезическое обеспечение железнодорожных трасс

В статья раскрывается содержание методов геодезического обеспечения трасс.  Детализируются следующие методы: геодезические, визуально-инструментальные, параметрические, виброметрические, геофизические и температурные.  Исследования показывают необходимость использования моделирования как основы геодезического обеспечения, использования геоданных и геоинформатики для интеграции наблюдений и комплексной оценки состояния железнодорожных трасс. Результатом геодезического обеспечения железнодорожных трасс должны быть информационные и пространственные модели и наборы стереотипов ситуаций с готовыми решениями.


Андреева О.А.
Применение мобильного лазерного сканирования для мониторинга объектов транспортной инфраструктуры

Создание и проектирование объектов транспортной инфраструктуры основано на получении и использовании пространственной информации. Получение пространственной информации основано на использовании различных современных технологиях сбора и первичной обработки информации. В прошлое уходят работы с теодолитами и нивелирами как основного средства получения пространственных данных. Новой современной технологией является технология мобильного лазерного сканирования.  Сбор и моделирование в сфере транспорта опирается на геоинформатику. В этом аспекте мобильное лазерное сканирование хорошо согласуется с геоинформатикой и ее принципами интеграции. Статья раскрывает содержание технологий мобильного лазерного сканирования для мониторинга объектов транспортной инфраструктуры.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Охотников А.Л.
Технологии будущего цифрового поезда

В статье анализируется гипотетическая модель цифрового поезда как составляющая интеллектуальной железной дороги.  Статья вводит новое понятие интеллектуальная железная дорога.  Дается анализ термина «цифровой». Показано что цифровые технологии передачи информации возникли с изобретением телеграфа. Статья раскрывает содержание термина «цифровизация». Описаны современные технологии, которые применяются в мире железнодорожными операторами и компаниями. Показано, что цифровизация транспорта включает развитие цифрового транспортного сервиса и цифровой транспортной инфраструктуры.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»