Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№4 (8) Декабрь 2018

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Комбинаторное решение транспортной задачи

В статье исследуется новый тип транспортных задач спроса и предложения. Статья констатирует недостаток классической транспортной задачи, в которой выражаются интересы одной стороны – поставщика товара. В реальных условиях рынка существует спрос и предложение. Классическая транспортная задача отражает только предложение. В работе предложена новая постановка транспортной задачи. Вместо одной матрицы предлагается постановка задачи с двумя матрицами спроса и предложения. Новая постановка транспортной задачи учитывает институциональные интересы поставщика и потребителя. Опорное решение получается на основе матричной операции с двумя матрицами. Оптимальное решение получается методом оптимизации матрицы несоответствия. Статья дает решение транспортной задачи на основе комбинаторных методов, включающих метод локальной оптимизации и метод итеративного уточнения. Новый подход расширяет возможности решения транспортных задач в рыночных условиях.


Болбаков Р.Г.
Управление системой информационной безопасности на транспорте

В статье исследуются методы выбора стратегий управления системой информационной безопасности в сфере транспорта. Используется когнитивный подход к анализу влияния факторов информационной безопасности, применением когнитивных карты. В работе описаны различные стратегии управления, которые выявляются в ходе анализа когнитивных карт. Их назначение - обеспечить различный уровень безопасности ресурсов системы безопасности в зависимости от приоритетов защиты, наличия ресурсов, уровня риска. Предложен ресурсный метод оценки жизненного цикла системы безопасности. Описаны модели жизненных циклов, которые можно применять при организации системы безопасности.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Охотников А.Л.
Логическая информационная ситуация

Статья описывает новую управленческую модель как логическую информационную ситуацию (ИС). Дано описание логического управления как нового вида ситуационного управления: раскрывается содержание ситуационного управления по Д.А. Поспелову. Показана связь ситуационного управления с информационным управлением. Статья раскрывает содержание ИС как механизма управления. Логическая информационная ситуация является развитием общей модели ИС. Показано, что логическая ИС связывает автоматизированное и интеллектуальное управление. Приведен пример описания и использования логической информационной ситуации.


 

Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Дзюба Ю.В.
Информационные и геоинформационные методы оценки риска в транспортной сфере

В статье анализируются методы оценки рисков в транспортной сфере. Приводится систематизация определений риска. Раскрывается различие между рисками первого и второго типа. Показано различие между рисковым событием и рисковой ситуацией. Вводится новое понятие рисковая информационная ситуация. Показано что для оценки рисков на транспорте необходимо использовать пространственную информацию.


Козлов А.В.
Многоцелевое управление транспортом мегаполиса

В статье исследуется управление транспортными потоками мегаполиса с учетом факторов воздействия внешней среды. Обосновано применение многоцелевого управления в условиях множественности факторов воздействия. Доказано, что мегаполис должен быть рассмотрен как сложная пространственная организационно-техническая система. В статье вводится понятие вектор многих целей и вектор локальных целей, отмечена возможность применения метода «Динамическая транспортная задача с задержками». Описаны правила многоцелевого управления для трех качественных ситуаций. Эти ситуации соответствуют векторному управлению, матричному управлению и многомерному управлению.


 

Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Дышленко С.Г.
Модели построения маршрутов в транспортной сети

В статье приведен анализ организации маршрутов в транспортных сетях. Рассмотрены топологические модели сетей. Рассмотрены базовые модели, применяемые при формировании маршрутов. Показано, что реальная транспортная сеть является оверлейной. Введено понятие транзакции как элементарного акта перемещения в сети. Доказано, что реальная транспортная сеть включает физическую сеть, информационную сеть, логическую сеть и транзакционную сеть. Показана необходимость использования пространственной информации при маршрутизации.


 

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»