Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№1 (17) Март 2021

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я
Многоцелевое управление на железнодорожном транспорте

В статье исследуются задачи многоцелевого управления на железнодорожном транспорте. Основой управления является информационная ситуация, при которой применяются пространственная информация и пространственные модели с использованием систем координатной поддержки, часто с использованием технологий спутниковой навигации (особый вид управления транспортом – космическое управление). Многоцелевое управление разделяют на два класса: централизованное (координационное) и децентрализованное (ситуационное). В статье раскрывается содержание двух классов и алгоритмы многоцелевого управления. Показано сходство многоцелевого управления с субсидиарным, описан механизм взаимодействия алгоритмов управления. Дана систематика зон, которые входят в информационную ситуацию, применяемую при управлении транспортом. Описан временной критерий многоцелевого управления. На основе временного критерия вводится понятие управляемости объекта.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Козлов А.В
Транспортные киберфизические системы как результат развития технологии интернета вещей

Цель работы - исследование развития технологии Интернета вещей в транспортной сфере. Показано, что для функционирования технологии Интернета вещей необходимо информационное пространство, базирующееся на облачных вычислениях. Описаны информационные взаимодействия в информационном пространстве Интернета вещей типа М2М, М2Р, Р2Р, B2B. Показано, что технология Интернета вещей выполняет только коммуникационные и информационные функции и непригодно для физического управления. Для физического управления применимы кибер-физические системы. Для управления транспортом применимы транспортные кибер-физические системы. Эти системы создают и используют кибер пространство в дополнение к информационному пространству Интернета-вещей. Описаны информационные взаимодействия в кибер пространстве типа V2V, CPCC, VCPS, VCC, V2I, VII. Показано различие между транспортными кибер-физически системами и транспортным кибер-физическим управлением.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Применение спутниковых технологий для создания информационного транспортного пространства

В статье исследуется применение спутниковых технологий для создания информационного транспортного пространства. Описаны принципы, основные режимы и методы проведения спутниковых измерений. Обсуждается точность абсолютных и относительных спутниковых измерений. Вводится термин «информационное спутниковое транспортное пространство». Описаны рекомендации и особенности установки базовых станций для информационного транспортного пространства. Показано, что геоинформационное пространство включает информационное транспортное пространство.


Андреева О.А.
Трехмерное моделирование объектов транспортной инфраструктуры

В статье описаны основные задачи трехмерного моделирования транспортной инфраструктуры. Описано значение информационных единиц в трехмерном моделировании. Введено новое понятие трехмерные информационные единицы. Показано различие между абстрактными информационными единицами и реальными информационными единицами. Показано значение визуального моделирования в трехмерном пространственном моделировании. Показано различие между объектным и ситуационным трехмерным моделированием. Доказано, что трехмерное моделирования объектов транспортной инфраструктуры является ситуационным. Трехмерное моделирование является неотъемлемой технологией современного управления транспортом.


Булгаков С.В.
Геотехнический мониторинг транспорта

В статье исследуется геотехнический мониторинг транспорта обеспечения железной дороги, вводится новое понятие геотехнической системы. Показано, что железная дорога является геотехнической системой, рассматриваются два типа геотехнических систем: локальные и распределенные. Определение геометрических параметров является основной задачей геотехнического мониторинга. Описана модель геотехнического мониторинга, рассмотрены основные направления его реализации. Исследован космический геотехнический мониторинг. Показано, что технологической основой геотехнического мониторинга является геоинформационный мониторинг и геоинформационное моделирование. Описано значение геоданных в геотехническом мониторинге.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Озеров А.В., Лысиков М.Г., Ольшанский А.М.
График движения поездов в составе адаптивной системы управления будущего

Описаны возможности разработки и построения графика движения поездов на основе применения комплексного подхода и методов Data Science, включая Big Data, на всех этапах жизненного цикла графика. Вводится понятие жизненный цикл графика, осуществляется первичная экстраполяция методов Big Data на этапах жизненного цикла графика. Формулируются основные направления развития исследований и стадии перехода к построению графика движения на основе Big Data.


Организация работ и безопасность движения на транспорте

Охотников А.Л.
Алгоритм выбора оборудования для систем технического зрения на железнодорожном транспорте

В статье рассматривается алгоритм для выбора оборудования, применяемого в системах технического зрения (CТЗ) на железнодорожном транспорте для различных видов тягового подвижного состава (ТПС). Анализ альтернативных решений предлагается проводить из таких датчиков как видеокамеры, лидары, тепловизоры. В статье определены основные параметры датчиков, по которым осуществляется выбор наилучшего решения с учетом целей и задач каждого типа ТПС. Для сравнения альтернатив и расчета функции полезности для каждого датчика на сопоставимых условиях используется нормализация рассматриваемых параметров и расчет функции полезности с учетом веса показателя. Помимо часто используемых функций минимизации и максимизации для учета целевых задач ТПС введена функция расчета близкого к целевому значению критерия (Targ). Приведены основные выводы работы алгоритма с расчетом экономической выгоды при решении задач выбора и проведения испытаний СТЗ локомотива (электропоезда).


Коваленко Н.И.
Технологические окна для путевых работ при минимизации приведенных затрат на ремонты и потерь перевозочного процесса

Рассматривается минимизация приведенных затрат на производство планово-предупредительного ремонта железнодорожного пути с учетом дополнительных расходов в инфраструктуре, в зависимости от продолжительности технологического окна. Оптимальная продолжительность технологического окна зависит с одной стороны от суммы единовременных затрат на ремонт пути, а с другой – от изменения потерь от задержек поездов (дополнительных остановок и стоянок), изменения графика их движения и маршрутов следования. Поиск глобального оптимума осуществляется графоаналитическим методом. Показано, что применение современных машин и технологий существенно сказывается на продолжительности оптимального технологического окна.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»