Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№2 (10) Июнь 2019

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Когнитивная и пространственная логика в ситуационных центрах

В статье проводится исследование применения когнитивной и пространственной логики в ситуационных центрах. Описаны особенности современных ситуационных центров. Описаны задачи ситуационного центра для задач ОАО РЖД. Статья раскрывает виды анализа в ситуационных центрах: качественный, логический, количественный и системный. Описаны основы когнитивной и пространственной логики. Показана целесообразность применения паралингвистических единиц в пространственной логике. Описаны два этапа построения конструктивной последовательности, применяемой при анализе ситуаций. Статья раскрывает содержание пространственных информационных единиц и паралингвистических информационных единиц. Приведены примеры применения морфологических и цветовых паралингвистических единиц для построения логических конструкций в ситуационном центре. Отмечено, что пространственная логика в ситуационных центрах является частью кросс-технологий.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Козлов А.В.
Многоцелевое субсидиарное управление

В работе рассматривается задача о построении многоцелевого субсидиарного управления подвижным объектом в сфере железнодорожного транспорта. В настоящее время накоплен практический опыт проведения исследовательских работ по развитию такого управления. Работа вводит новые ключевые показатели управления: «проблемное пространство управления», «проблемное поля управления» «пространство решения». Применительно к субсидиарному управлению транспортом эти показатели трансформируются в транспортное информационное поле, пространственную информационную ситуацию. Статья показывает наличие двух качественных видов многоцелевого управления подвижными объектами. Первый вид - это управление многими объектами. Второй вид управления - это управление одним объектом при существенных переменных условиях движения. Исследование рекомендует астатическое управление, как метод управления оказывающий максимально стабилизирующее воздействие на управляемый объект.

Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Дулин С.К., Кольцов П.П.
Методы выделения границ изображений для геоинформационного описания техногенных объектов железнодорожного транспорта

В статье дается анализ методов выделения границ изображений. Описанные методы выделения границ реализованы в виде большого числа программных продуктов и находят применение не только в исследовательских, но и в коммерческих проектах. Предпочтение в выборе метода выделения границ для техногенных объектов железнодорожного транспорта может быть сделано только при конкретизации их характеристик.


Андреева О.А.
Применение геоинформатики для проектирования железных дорог

В статье анализируются существующие методы проектирования железных дорог. Отмечается применение пространственной информации и геоданных на разных этапах проектирования и проведения изысканий. Статья систематизирует методы применения пространственной информации при проектировании железных дорог. Статья доказывает, что для использования пространственной информации при проектировании наилучшим образом подходит геоинформатика и геоинформационные технологии. Показано различие между пространственным моделированием и геоинформационным моделированием. Статья показывает, что геоинформационное моделирование является системным, а геоданные представляют собой системный ресурс. Показано, что среди современных способов получения геоданных важное место занимает мобильное лазерное сканирование. Статья вводит новое понятие геоинформационного проектирования как синтез геоинформационного моделирования и проектирования.


Беляков С.Л., Боженюк А.В., Белякова М.Л.
Прецедентный анализ геоинформационных моделей проектов логистики

В работе исследуется механизм оценки близости ранее реализованных логистических проектов с разрабатываемым. Логистические проекты описываются геоинформационными моделями. Предлагается специальная концептуальная модель для представления прецедентов, которая содержит помимо описания проекта набор его допустимых преобразований. Они определяют смысл проекта. Введена функция трансформирования прецедентов для передачи опыта в заданную область пространства. Анализируются условия существования трансформированного прецедента. Предложен метод оценки близости пары прецедентов на основе классификации. Проанализирована процедура трансформации исполненных логистических проектов. Приведены иллюстративные примеры предложенного подхода.


Ознамец В.В.
Геодезическое обеспечение мобильного лазерного сканирования железных дорог

В статье анализируется геодезическое обеспечение мобильного лазерного сканирования на железной дороге. Показана диверсификация геодезического обеспечения в этой области. Раскрываются особенности мобильного лазерного сканирования. Раскрывается характеристика современного геодезического обеспечения. Показано, что геодезическое обеспечение нельзя сводить к чистым геодезическим работам. Современное геодезическое обеспечение является многоуровневым и использует различные измерительные средства и технологии. Статья показывает виды геодезического обеспечения при мобильном лазерном сканировании. Статья доказывает, что мобильное лазерное обеспечение может быть рассмотрено как сложное геодезическое обеспечение, направленное на решение сложных задач. Статья показывает, что методически геодезическое обеспечение является более общим по отношению к геоинформационным технологиям.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Дзюба Ю.В., Павловский А.А.

Применение сетей Петри при управлении движением

В статье анализируется управление транспортом на основе метода сетей Петри. Раскрывается содержание сетей Петри с позиций моделирования и управления. Показано, что сети Петри можно применять при управлении дискретными объектами. такими объектами являются объекты железнодорожного транспорта, в частности поезда. Показано различие между последовательным управлением и параллельным управлением. Статья доказывает, что сети Петри можно использовать при многоцелевом управлении транспортом и транспортной инфраструктурой. Приведено практическое моделирование ситуации приема поезда на станционный путь и моделирование параллельного движения поездов. Алгоритмы на основе сети Петри можно использовать в автоматизированных и кибер-физических системах.


Охотников А.Л.
Вероятностное ситуационное управление на транспорте

В статье описан новый метод вероятностного ситуационного управления. Модель управления строится на предположении наличия достоверной и ошибочной информации. Практическое приложение описано на основе применения теории Демпстера-Шафера. Статья вводит новое понятие - вероятностная ситуационная модель. Эта модель использует следующие вероятностные характеристики: вероятность устойчивости обнаружения события, вероятность появления (рождения) события, вероятность определения события, вероятность беспорядка. Вероятность существования объекта оценивается с помощью формулы Байеса. Управление в такой ситуации строится на методах комбинаторики или дискретной математики. Разработанная модель относится к советующему экспертному методу, она применима при экспертном оценивании, управлении транспортным средством, а также в транспортных кибер-физических системах.


Дулин С.К., Манойло Д.С., Якушев Д.А.
Анализ данных современных путеизмерительных комплексов для актуализации цифровой модели железнодорожной инфраструктуры

В статье проведен анализ точности данных, полученных в результате измерений одного и того же участка пути, произведенных различными путеизмерительными комплексами, оснащенными лазерным сканером для ускорения геодезических изысканий и оценки их потенциального использования при создании трехмерных цифровых моделей пути.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»