Сетевой научно-методический журнал
«Наука и технологии железных дорог»

Основан и издается АО «НИИАС» с 2017 года. Журнал бесплатный, ежеквартальный, рецензируемый.

Научно-методический журнал «Наука и технологии железных дорог» зарегистрирован как сетевое СМИ в Российской книжной палате (Международный стандартный номер сериального издания  ISSN 2587-5752 от 13.07.2017).

Журнал индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (E-Library).

№3 (15) Сентябрь 2020

Содержание
Стратегия развития железных дорог

Розенберг И.Н., Цветков В.Я.
Социальная кибернетика в цифровизации транспортной инфраструктуры

Статья исследует применение социальной кибернетики для управления транспортной инфраструктурой. Анализируется содержание социальной кибернетики. Показана стратификация кибернетики. Рассмотрены социальные кибернетики первого, второго, третьего и четвертого порядка. Для цифрового управления объектами транспортной инфраструктуры подходит кибернетика четвертого порядка. Описаны базовые принципы социальной кибернетики. Описаны логические конструкции социальной кибернетики. Показано значение комбинаторных методов в современной социальной кибернетике. Описана методика построения моделей социальной кибернетики. Описана технология приемлемая для цифрового управления объектами транспортной инфраструктуры. Основой технологии является цифровое зеркалирование. Описано киберпространство как обязательный элемент цифрового управления.


Интеллектуальные системы и технологии на транспорте

Козлов А.В., Матчин В.Т.
Методы и алгоритмы управления группами подвижных объектов

В статье анализируется развитие и применение методов и алгоритмов для группового управления транспортом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения сложных задач управления группами подвижных объектов. Раскрывается сущность группового управления, которое основано на применении качественно разных алгоритмов. Описаны проблемы программного обеспечения, обусловленные разнообразием данных, некорректностью логики и укороченным жизненным циклом программного обеспечения. Предлагается решение этих проблем на основе регенерации программ. Предлагается рассматривать программное обеспечение как систему, состоящую из программных компонент. Вводится понятие накопленная надежность и надежность исходного продукта. Показано, что с течением эксплуатации накопленная надежность повышается. Доказано, что для группового движения значение алгоритмов повышается и возникает необходимость их сбалансированного применения.


Геоинформационные технологии и системы на транспорте

Ознамец В.В.
Геодезическое обеспечение цифрового транспорта

В статье рассматривается комплексное геодезическое обеспечение, применяемое для управления цифровым транспортом. Показаны основные направления геодезического обеспечения: информационное, координационное, прикладное. Вводится понятие геодезического обеспечения подвижного состава для цифрового транспорта. Показано, что основой цифрового управления на транспорте являются информационные пространства. Для создания такого пространства и поддержания его работоспособности необходимо специальное геодезическое обеспечение, рассмотрено его содержание. Предлагается новая методика измерения геометрии пути на основе применения лазерных измерений. Описано содержание геодезического обеспечения для организации и поддержки радиорелейного информационного пространства.


Андреева О.А.
Беспилотное субсидиарное управление

В статье исследуется беспилотное субсидиарное управление. Беспилотное субсидиарное управление использует три разные модели информационных ситуаций. Субсидиарное управление основано на управлении с резервированием. Это приводит к повышению надежности и снижению рисков управления. Технической основой беспилотного управления является использование большого числа датчиков. Технологической основой беспилотного управления является программное обеспечение. Это программное обеспечение имеет существенные отличие в относительной независимости алгоритмов и требовании повышенной защищенности от внешних воздействий. Беспилотное управление близко к концепции цифровой железной дороги и концепциям кибер-физических транспортных систем. Статья дает анализ современного состояния и развития беспилотного управления для наземного транспорта.


Цифровые методы на железнодорожном транспорте

Охотников А.Л., Павловский А.А.
Ситуационное семиотическое управление

В статье анализируется ситуационное семиотическое управление, его методы и модели. Показано отличие технологического ситуационного управления и ситуационного менеджмента от ситуационного управления, описанного в теории искусственного интеллекта. Ситуационное семиотическое управление трактуется как информационное ситуационное управление и рассматривается применительно к управлению железнодорожным транспортом. Семиотический подход используется для знаковой формализации моделей информационной ситуации и формализации правил и процедуры управления транспортом. Показана применимость данного подхода к технологии цифровой железной дороги. Статья дает систематику информационных ситуаций, применяемых при управлении железнодорожным транспортом.


Организация работ и безопасность движения на транспорте

Коваленко Н. И.
Применение методов линейного программирования при разработке модели планирования ремонтов пути

Задача исследования состоит в применении методов линейного программирования для планирования работ на основе проведения анализа факторов, влияющих на возникновение потребности проведения работ и установить причинно-следственную связь между работами и группами факторов «воздействие проходящих поездов на путь» и факторов природно-климатического характера естественного старения. В качестве математической модели может рассматриваться каноническая транспортная задача, в которой используют два типа критериев оптимизации: минимум затрат на выполнение работ и минимум времени на её выполнение. В статье приведены результаты исследования причинно-следственных взаимосвязей для основных видов работ по текущему содержанию верхнего строения пути, работ по планово-предупредительной выправке пути и стрелочных переводов с учетом группировки работ.

Замуховский А.В., Коваленко Н.И.
Издержки комбинированного движения грузовых и графиковых скоростных пассажирских поездов

Для железнодорожного транспорта РФ характерным является организация перевозок комбинированным способом, когда по одним и тем же рельсовым нитям осуществляется перемещение различных видов подвижного состава: грузовых, пассажирских, скоростных, высокоскоростных. Считается, что комбинированный способ является наиболее эффективным, позволяющим осуществлять рациональное заполнение графика движения поездов и получать максимальную прибыльность от перевозок. В статье дана оценка затрат при организации движения поездов с различным скоростным режимом при применении комбинированных способов организации перевозок. Выполненными расчетами потерь, вызванных задержками грузовых поездов, движущихся с уменьшенной скоростью в сравнении с графиковыми скоростными пассажирскими поездами, установлено, что величина потерь, при прочих равных условиях, зависит от массы грузовых поездов. Например, при увеличении массы поезда в два раза потери увеличиваются, примерно, в 2,8 раза.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»