Комплексная система безопасности движения

Увеличение интенсивности движения поездов, особенно электропоездов в пригородной зоне крупных городов, вызывает необходимость сокращения межпоездных интервалов при сохранении требований по безопасности, что возможно реализовать только за счет применения координатного регулирования движения поездов на базе радиоканала. Из разработанных в настоящее время технических средств наиболее полно современным требованиям отвечают: микропроцессорная автоблокировка АБТЦ-М и новейшая автоблокировка АБТЦ-МШ.

Важнейшим звеном систем обеспечения безопасности движения поездов является комплексное локомотивное устройство безопасности. Разработана система – безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК, включающий системы КЛУБ-У, САУТ и ТСКБМ, а также бортовую часть системы МАЛС.

 


Безопасный локомотивный объединенный комплекс – БЛОК

  • Состав и назначение

    Для повышения эффективности работы приборов безопасности и построения комплексной системы безопасности движения на железнодорожном транспорте Институт провел работы по объединению отдельных существующих локомотивных систем безопасности КЛУБ, САУТ, ТСКБМ – в единый Безопасный локомотивный объединенный комплекс – «БЛОК», который включил в себя объединение функций сигнализации, контроля бодрствования бдительности машиниста и тормозных систем.

    Комплекс БЛОК состоит из технологически законченных модулей, функции которых реализуются системой, и устройства, обеспечивающего взаимодействие с другими системами в едином процессе управления поездом.

    БЛОК осуществляет контроль безопасности движения при ведении поезда, в том числе, при обслуживании машинистом «в одно лицо».

  • Преимущества

    Комплекс БЛОК имеет интерфейсы для увязки с подсистемами автоведения и диагностики, которые применяются только на новых составах.

    Испытание системы БЛОК в реальных условиях эксплуатации позволило локомотивным бригадам оценить его работу, удобство и преимущества по сравнению с устаревшими приборами безопасности.

    Ответственная информация в этой системе (показание локомотивного светофора и наличие свободных блок-участков) дублируется для отображения помощнику машиниста. Информация о поездке фиксируется на общую для системы кассету регистрации в специальном устройстве. Комплекс БЛОК имеет открытый интерфейс для подключения системы автоведения и приборов диагностики и является полностью российской разработкой.

    В комплексе БЛОК впервые конструктивно реализован принцип объединения функциональных элементов в общую систему с компактным размещением интеллектуальных микропроцессорных компонентов в общем корпусе.

    Значительное внимание при создании комплекса БЛОК было уделено интеллектуализации алгоритмов решения отдельных задач. Специалисты Института продолжают работать в этом направлении, закладывая более сложные математические алгоритмы, которые существенно повышают качество и количество функций, выполняемых на основе интеллектуальных методов.


Программно-аппаратный комплекс дешифрации поездок – СУД-У

  • Назначение

    Институтом разработан и постоянно модернизируется программно-аппаратный комплекс дешифрации поездок СУД-У как неотъемлемая часть интеллектуальных комплексов безопасности КЛУБ и БЛОК. На сегодняшний день с помощью СУД-У можно расшифровать не только данные о поездках КЛУБ и БЛОК, но и данные о поездках, которые были записаны с помощью устройств САУТ.

  • Функционал

    В программно-аппаратном комплексе СУД-У реализованы следующие функции:

    • просмотр данных всех подсистем БЛОК;
    • расширено число ситуаций, подлежащих автоматическому анализу, связанных с нарушением технологии ведения поезда и неисправностями локомотивного оборудования;
    • контроль правильности опробования   тормозов в процессе движения поезда;
    • произведено выделение в СУД-У клиентской и серверной части, что позволило разделить места считывания кассет регистрации, места дешифрации данных и хранения результатов расшифровки на разные рабочие станции;
    • при разработке новой версии СУД-У был использован модульный принцип, это позволяет достаточно оперативно и легко вносить изменения в программную часть, расширять функциональные возможности СУД-У и подключать обработку данных от новых систем;
    • реализовано централизованное хранение объектов электронной карты.
  • Перспективы

    Дальнейшее развитие программно-аппаратного комплекса СУД-У с целью интеллектуализации его функций планируется по следующим направлениям:

    • автоматизация процесса расшифровки данных с минимальным участием человека: выбор начальных параметров движения, выбор маршрута движения (данные разработки проходят внутреннее тестирование);
    • расширение выявляемых ситуаций нарушения движения локомотива;
    • организация единой базы данных электронных карт (разработка проходит внутреннее тестирование).

Система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи информации АБТЦ-М (АБТЦ-МШ)

  • Назначение

    Система АБТЦ-М предназначена для интервального регулирования движения на перегонах с обращением грузовых, пассажирских и высокоскоростных поездов.

    Областью применения системы АБТЦ-М являются перегоны железных дорог с любыми видами тяги поездов и возможностью размещения основной аппаратуры на прилегающих к перегону станциях.

  • Функционал

    Система АБТЦ-М обеспечивает:

    • Повышение надежности работы системы интервального регулирования и безопасности движения поездов за счет:
      • резервирования основных узлов системы;
      • применения более надежной элементной базы;
      • использования дополнительного кодирования сигналов в рельсовых цепях;
      • использования логики проследования поезда по рельсовым цепям перегона;
      • применения дополнительных средств слежения за движением поезда на перегоне;
      • возможности воздействия на перегонные устройства со стороны дежурного по станции.
    • Повышение коэффициента готовности (живучести) системы интервального регулирования за счет:
      • использования дублирующего канала передачи информации на локомотив и с локомотива;
      • возможности реконфигурации построения системы при отказе отдельных ее узлов;
      • построения резервированной системы электропитания.
    • Снижение капитальных и эксплуатационных затрат за счет:
      • применения малого количества унифицированных блоков на штепсельных разъемах;
      • уменьшения габаритов устройств в 3 раза;
      • снижения расхода сигнально-блокировочного кабеля на 30–50%;
      • возможности автоматизированного измерения параметров системы с ведением электронного журнала измерений у дежурного инженера дистанции сигнализации и связи;
      • применения автоматизированных комплексов проверки исправности блоков системы в ремонтно-технологических участках (РТУ) и сервисных центрах.

Система маневровой и/или горочной автоматической локомотивной сигнализации МАЛС/ГАЛС-Р

  • Назначение

    Система МАЛС/ГАЛС-Р предназначена для повышения безопасности движения на станциях, а именно для исключения проезда локомотивом запрещающего сигнала светофора при маневровой работе; обеспечения охраны труда работников станции; формирования скоростного режима работы, контроля маневровых перемещений и повышения эффективности использования маневровых локомотивов, создания информационной платформы для оптимизации управления работой станции.

  • Функционал

    Система обеспечивает принудительную остановку локомотива при перекрытии сигнала, отказах устройств СЦБ, потери связи по радиоканалу, движении без разрешения управляющей системы, по электронному приказу ДСП.

    Система осуществляет:

    • формирование скоростного режима движения маневрового локомотива или маневровой группы в процессе выполнения маршрута;
    • своевременную остановку маневрового локомотива или маневровой группы перед запрещающим сигналом светофора, тупиковой призмой, местом проведения работ на путях;
    • контроль допустимой скорости движения локомотива;
    • контроль за перемещением вагонов и локомотивов на станции;
    • измерение длины маневровой группы при перестановках;
    • определение длины маршрута локомотивов или маневровых групп на станции с точностью до 1 м при использовании цифровой модели путевого развития, сформированной при помощи технологии спутниковой навигации;
    • регистрацию работы устройств ЭЦ и скоростного режима локомотивов;
    • контроль за действиями ДСП, локомотивных бригад согласно ТРА станции;
    • формирование справки по запросу о работе локомотивов за отчетный период.
  • Спутниковые технологии

    Для повышения уровня безопасности на станции внедряются спутниковые средства навигации ГЛОНАСС/GPS, предназначенные для обеспечения координатно-временной информацией системы МАЛС/ГАЛС-Р и автоматического позиционирования маневрового локомотива.

    Устройства спутниковой навигации в составе системы и создаваемая цифровая модель путевого развития станции позволяют отслеживать местоположение и ориентацию локомотивов без привязки к устройствам ЭЦ, что обеспечивает контроль выполнения маневров на подъездных путях и в районах станции, не оборудованных ЭЦ.


Комплексная инновационная система автоматизации станционных процессов (ИТАУР)

  • Система ИТАУР – организация нового порядка работы станционных и маневровых диспетчеров без ручного ведения графика исполненной работы с отражением на многоэкранном электронном табло реальной картины движения и дислокации поездов, локомотивов, вагонов, начала/окончания технологических операций и индикации в реальном времени нарушений требований и нормативов.

    Система ИТАУР предназначена для:

    • создания информационной модели, реально отражающей бизнес-процессы станционной работы;
    • реализации на основе созданной информационной модели новых электронных технологий диспетчерского управления, обеспечивающих сокращение простоя вагонов, рост производительности маневровых локомотивов и согласованность станционной работы с поездной и местной работой региона и направлений;
    • создания реальной информационной базы для решения задач оперативного, периодического и целевого анализов результатов работы для планомерного совершенствования нормативной технологии и принятия объективных решений по инвестициям в развитие станционной инфраструктуры; повышения эффективности и полноты данных о работе станции за сутки и данных, поставляемых в систему учета и анализа технологических нарушений КАСАТ;
    • создания объективной основы для разделения ответственности за выполнение технологического процесса между работниками разных вертикалей управления, участвующих в организации перевозочного процесса.

    Эффективность системы достигается за счет:

    • сокращения эксплуатационных расходов;
    • роста пропускной и перерабатывающей способности станции;
    • повышения эффективности работы направления.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»